пятница, 26 сентября 2014 г.

Мотивация человека как объект научного исследования (2 статья цикла Мотивация Человека)

Итак, Заметка №2 «Мотивация человека как объект научного исследования»)))
 

1.1. Психология мотивации в структуре психологического знания (краткий обзор)

Попытки феноменологического выделения различных психических процессов, в качестве объектов исследования, и установления взаимосвязей между ними предпринимались достаточно давно. Именно экспериментальная психология, уходящая корнями к лабораторным опытам В.Вундта, легла в основу советской психологической школы, и именно она претендует на статус наиболее научной.
Суть экспериментальной психологии можно свести к построению точных, исчисляемых, экспериментально проверяемых моделей психики. Что, конечно же, не дает понимания о человеке в целом, однако, создает необходимый фундамент для таких поисков: феноменологическую, терминологическую, методологическую и парадигмальную базы, - опираясь на которые можно строить новые теоретические модели.
Научное психологическое знание складывалось постепенно пройдя большой путь от изучения познавательных процессов к изучению мышления, чувственно-эмоциональных и волевых функций человека. Что дало необходимые предпосылки к появлению более целостных моделей психического. Как отмечает профессор Е.П.Ильин, в своей монографии «Мотивация и мотивы», к 30-м годам 20 ст. уже было сформулировано несколько теорий личности, принципиально отличных друг от друга, в частности, по вопросам определения основных движущих сил или мотивов человека составлявших основу личности.
Немаловажное значение сыграло развитие именно психоанализа, как метода терапии неврозов. Как подчеркивает Карен Хорни в своей работе «Самоанализ»: «… эти бессознательные мотивы присущи каждому, однако отнюдь не всегда они являются причиной расстройств. … мы нуждаемся в анализе наших бессознательных мотиваций, если оказывается, что что-то внутри нас мешает достичь поставленных целей» [1].
Попытка сформировать наиболее точную картину личности, требовало уточнения содержания бессознательных сил влияющих на чувства и реакции человека, что приводило к выделению мотивационной сферы человека в самостоятельную область для изучения
В 30-50 годах 20 ст. практически невозможно было отделить психологию мотивации от психологии личности: основная суть личности виделась в ее мотивационном ядре (деятельностный подход - А.Н.Леонтьев) и, наоборот, психология мотивации фактически сводилась к классификации и диагностике того, какие у человека есть базовые потребности, образующие основу личности (З.Фрейд, А.Адлер, Э.Фромм), к выявлению главных мотивов или движущих сил. При этом очень мало и не систематично исследовали вопрос о механизмах такого влияния на поведение и выбор человека.
Однако уже в работах Карен Хорни можно встретить начавшиеся изменения и смещение акцентов в вопросе различия типов личности на систему отношений ведущих мотивов. Она ввела новые понятия, такие как: «основные» и «диффузные»  невротические потребности, а также понятие «скрытой выгоды», характерной для невротических наклонностей, и динамическим центром невроза видела противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями личности. Тем самым не только cформулировав принципиально новый подход к вопросу психологического здоровья человека и теории личности, но и во многом предвосхитив работы более поздних специалистов, в частности «Транзактного анализа» Эрика Берна [2].
Также в этот период необходимо вспомнить вклад Гордона Олпорта, работа которого задала новую тенденцию к пересмотру старых представлений о личности. Его принцип функциональной автономии мотивов [3], заключающийся в том, что новые мотивы появившиеся на основе более архаичных становятся полностью функционально автономны, то есть старые на них уже больше не влияют. «Фокус внимания с генетического аспекта рассмотрения сместился на то, каким образом мотивы функционируют сейчас, как они влияют на поведение, как они сами трансформируются в нем и как они осуществляют свое мотивирующее действие» [4].
Однако, уже в 60-х ситуация крайне изменилась. Возникли попытки соединить разные, раньше непримиримо друг к другу относившиеся школы, подходы к мотивации. Абрахам Маслоу, Фредерик Герцбег, Мак Клеланд, Жозеф Нюттен, Эрик Берн и др., сыграли немаловажную роль в развития современных психологических знаний. И уже к 1970-м годам психология личности и мотивации начинает приобретать единые формы. Возникает общий язык, методы, исследования и стремление к интеграции. Мотивация стала предметом интенсивнейших экспериментальных исследований, в результате чего она стала терять свои собственные границы. Однако, мотивационные структуры и процессы, до сих пор являются важнейшим предметом психологического анализа.

1.2. Трудности в изучении мотивации и мотивов человека

Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы изменения активности человека или формирования побуждения к действию или деятельности (А. Б. Орлов) [5], в это понятие можно включать что угодно; ведь изменять и побуждать может безграничное множество вещей и явлений.
Действительно, мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрениями человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональными состояниями, с переживаниями, знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей (В. А. Иванников) [6].
Не лучше обстоит дело и с другими понятиями, используемыми в мотивационных теориях, в частности – с понятием побуждение. Так, В. А. Иванников считает, что это понятие вводится как объяснительный конструкт, как нечто, что является необходимым и достаточным условием для начала и поддержания поведения, для достижения намеченной цели.
Противоречия существуют и по вопросу соотнесения мотивов и мотивации с действиями или деятельностью. А. Н. Леонтьев в 1956 году писал, что мотив побуждает отдельное, частное действие. Однако в более поздних работах утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Но может ли быть немотивированным сознательно совершаемый поступок? Ответ очевиден. Поэтому самостоятельные действия должны иметь мотив. Само действие может выступать и в качестве деятельности, если ее содержанием является только это действие.
Впрочем, рассматривая подобные случаи, А. Н. Леонтьев [7] пишет, что когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она приобретает самостоятельный мотив. Подобные случаи он обозначает как «сдвиг мотива на цель». Согласно же представлениям Р. А. Пилояна [8], мотив, наоборот, относится только к действиям, а деятельность он рассматривает в контексте понятия «мотивация».
Таким образом, проблема мотивации и мотивов остается остродискуссионной и, к сожалению, трудноизучаемой экспериментально. Многие зарубежные теории мотивации построены на основании экспериментов с животными, поэтому в ряде случаев прямая экстраполяция на человека невозможна. Кроме того, возникает вопрос: можно ли вообще эти теории рассматривать как истинно мотивационные? Не являются ли они биологическими теориями поведения?
В то же время, как отмечает П. М. Якобсон [9], растущий интерес к психологии личности (а мотивационная сфера, без сомнения, является ее ядром), к сложным динамическим переменам в ее развитии делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической науки. Очевидно, что требуются критическое рассмотрение существующих точек зрения и поиск нового подхода к ее решению.

1.       Хорни К., САМОАНАЛИЗ Перевод А.Боковикова и В.Старовойтова / K.Horney. Self-Analysis. N.Y.: W.W.Norton & Co, 1942.
- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, Терминологическая правка В.Данченко 
К.: PSYLIB, 2006.
2.          Берн Э., Игры, в которые играют люди. - Издательство: Литур Год, 2001. ISBN: 5-89648-008-3.
3.          Allport G. W. Personality: a psychological interpretation. – N.Y., 1937.
4.        Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека, - http://hpsy.ru/authors/x065.htm
5.          Орлов А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. – 1989 - №5
6.          Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1991.
7.          Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
8.          Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. – М., 1984.

9.          Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969.

Комментариев нет:

Отправить комментарий