Итак, Заметка №2 «Мотивация человека как объект научного исследования»)))
1.1. Психология мотивации в структуре психологического знания (краткий обзор)
Попытки феноменологического выделения различных психических
процессов, в качестве объектов исследования, и установления взаимосвязей между
ними предпринимались достаточно давно. Именно экспериментальная психология,
уходящая корнями к лабораторным опытам В.Вундта, легла в основу советской
психологической школы, и именно она претендует на статус наиболее научной.
Суть экспериментальной психологии можно свести к построению
точных, исчисляемых, экспериментально проверяемых моделей психики. Что, конечно
же, не дает понимания о человеке в целом, однако, создает необходимый фундамент
для таких поисков: феноменологическую, терминологическую, методологическую и
парадигмальную базы, - опираясь на которые можно строить новые теоретические
модели.
Научное психологическое знание складывалось постепенно
пройдя большой путь от изучения познавательных процессов к изучению мышления,
чувственно-эмоциональных и волевых функций человека. Что дало необходимые предпосылки
к появлению более целостных моделей психического. Как отмечает профессор
Е.П.Ильин, в своей монографии «Мотивация и мотивы», к 30-м годам 20 ст. уже
было сформулировано несколько теорий личности, принципиально отличных друг от
друга, в частности, по вопросам определения основных движущих сил или мотивов
человека составлявших основу личности.
Немаловажное значение сыграло развитие именно психоанализа,
как метода терапии неврозов. Как подчеркивает Карен Хорни в своей работе
«Самоанализ»: «… эти бессознательные мотивы присущи каждому, однако отнюдь не
всегда они являются причиной расстройств. … мы нуждаемся в анализе наших бессознательных мотиваций, если
оказывается, что что-то внутри нас мешает достичь поставленных целей» [1].
Попытка сформировать наиболее точную картину личности,
требовало уточнения содержания бессознательных сил влияющих на чувства и
реакции человека, что приводило к выделению мотивационной сферы человека в
самостоятельную область для изучения
В
30-50 годах 20 ст. практически невозможно было отделить психологию мотивации от
психологии личности: основная суть личности виделась в ее мотивационном ядре
(деятельностный подход - А.Н.Леонтьев) и, наоборот, психология мотивации
фактически сводилась к классификации и диагностике того, какие у человека есть
базовые потребности, образующие основу личности (З.Фрейд, А.Адлер, Э.Фромм), к
выявлению главных мотивов или движущих сил. При этом очень мало и не
систематично исследовали вопрос о механизмах такого влияния на поведение и
выбор человека.
Однако
уже в работах Карен Хорни можно встретить начавшиеся изменения и смещение
акцентов в вопросе различия типов личности на систему отношений ведущих
мотивов. Она ввела новые понятия, такие как: «основные» и «диффузные» невротические потребности, а также понятие
«скрытой выгоды», характерной для невротических наклонностей, и динамическим
центром невроза видела противоречие между взаимоисключающими невротическими
тенденциями личности. Тем самым не только cформулировав принципиально новый
подход к вопросу психологического здоровья человека и теории личности, но и во
многом предвосхитив работы более поздних специалистов, в частности
«Транзактного анализа» Эрика Берна [2].
Также
в этот период необходимо вспомнить вклад Гордона Олпорта, работа которого задала
новую тенденцию к пересмотру старых представлений о личности. Его принцип
функциональной автономии мотивов [3], заключающийся в
том, что новые мотивы появившиеся на основе более архаичных становятся
полностью функционально автономны, то есть старые на них уже больше не влияют.
«Фокус внимания с генетического аспекта рассмотрения сместился на то, каким
образом мотивы функционируют сейчас, как они влияют на поведение, как они сами
трансформируются в нем и как они осуществляют свое мотивирующее действие» [4].
Однако,
уже в 60-х ситуация крайне изменилась. Возникли попытки соединить разные,
раньше непримиримо друг к другу относившиеся школы, подходы к мотивации.
Абрахам Маслоу, Фредерик Герцбег, Мак Клеланд, Жозеф Нюттен, Эрик Берн и др.,
сыграли немаловажную роль в развития современных психологических знаний. И уже
к 1970-м годам психология личности и мотивации начинает приобретать единые
формы. Возникает общий язык, методы, исследования и стремление к интеграции. Мотивация стала предметом интенсивнейших
экспериментальных исследований, в результате чего она стала терять свои
собственные границы. Однако, мотивационные структуры и процессы, до сих пор
являются важнейшим предметом психологического анализа.
1.2. Трудности в изучении мотивации и мотивов
человека
Рассматривая
мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими
трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и
даже как синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». «Мотивация»
используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы изменения активности
человека или формирования побуждения к действию или деятельности (А. Б. Орлов) [5], в это понятие можно включать что угодно; ведь изменять и
побуждать может безграничное множество вещей и явлений.
Действительно,
мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрениями человека и
особенностями его представления о себе, личностными особенностями и
функциональными состояниями, с переживаниями, знаниями о среде и прогнозом ее
изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей (В. А. Иванников)
[6].
Не лучше обстоит дело и с другими
понятиями, используемыми в мотивационных теориях, в частности – с понятием
побуждение. Так, В. А. Иванников считает, что это понятие вводится как
объяснительный конструкт, как нечто, что является необходимым и достаточным
условием для начала и поддержания поведения, для достижения намеченной цели.
Противоречия существуют и по вопросу соотнесения
мотивов и мотивации с действиями или деятельностью. А. Н. Леонтьев в 1956 году
писал, что мотив побуждает отдельное, частное действие. Однако в более поздних
работах утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не
имеет самостоятельного мотива. Но может ли быть немотивированным сознательно
совершаемый поступок? Ответ очевиден. Поэтому самостоятельные действия должны
иметь мотив. Само действие может выступать и в качестве деятельности, если ее
содержанием является только это действие.
Впрочем, рассматривая подобные случаи,
А. Н. Леонтьев [7] пишет, что когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она
приобретает самостоятельный мотив. Подобные случаи он обозначает как «сдвиг
мотива на цель». Согласно же представлениям Р. А. Пилояна [8],
мотив, наоборот, относится только к действиям, а деятельность он рассматривает
в контексте понятия «мотивация».
Таким образом, проблема мотивации и
мотивов остается остродискуссионной и, к сожалению, трудноизучаемой
экспериментально. Многие зарубежные теории мотивации построены на основании
экспериментов с животными, поэтому в ряде случаев прямая экстраполяция на
человека невозможна. Кроме того, возникает вопрос: можно ли вообще эти теории
рассматривать как истинно мотивационные? Не являются ли они биологическими
теориями поведения?
В то же время, как отмечает П. М.
Якобсон [9], растущий интерес к психологии личности (а мотивационная сфера, без
сомнения, является ее ядром), к сложным динамическим переменам в ее развитии
делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической
науки. Очевидно, что требуются критическое рассмотрение существующих точек
зрения и поиск нового подхода к ее решению.
1. Хорни
К., САМОАНАЛИЗ Перевод А.Боковикова и В.Старовойтова / K.Horney. Self-Analysis.
N.Y.: W.W.Norton & Co, 1942.
- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, Терминологическая
правка В.Данченко
К.: PSYLIB, 2006.
2.
Берн Э., Игры, в которые играют люди. - Издательство:
Литур Год, 2001. ISBN: 5-89648-008-3.
3.
Allport G. W. Personality: a
psychological interpretation. – N.Y., 1937.
5.
Орлов А. Б. Развитие теоретических схем
и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. – 1989 -
№5
6.
Иванников В. А. Психологические
механизмы волевой регуляции. – М., 1991.
7.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития
психики. – М., 1972.
8.
Пилоян Р. А. Мотивация спортивной
деятельности. – М., 1984.
9.
Якобсон П. М. Психологические проблемы
мотивации поведения человека. – М., 1969.
Комментариев нет:
Отправить комментарий