пятница, 1 марта 2013 г.

Современная йога: новый взгляд на старые практики.




С давних времен человечество искало ответы на самые главные вопросы - что есть человек и в чем смысл его жизни. В процессе этого поиска мы научились плавить металлы, строить города, создали интернет и даже начали освоение космоса. Ответ, однако, так и не был найден, но сам процесс поиска стал настолько занимателен и дает столько сопутствующих эффектов и возможностей, что сам по себе является самодостаточным мотивом и представляет собой неотъемлемую часть культуры человечества.

Существование идеологических и эзотерических систем является основополагающим элементом человеческой культуры. Первые дают вполне определенные ответы на вопросы о смысле существования, формируют картину мира и места человека в нем. А вторые дают конкретные прикладные методы по достижению состояний сознания, значимых в рамках соответствующей идеологической доктрины.

Использование методов одной традиции для решения задач другой, без серьезного их переосмысления, не даст какого-либо положительного результата. Так, например, техники по слиянию с абсолютом, Ишварой или Атманом, имеют смысл только в рамках индуизма и совершенно не подходят для практикующих в рамках даосизма или христианства; тантрические техники существовавшие в рамках индийской тантры совершенно не подходят современному человеку, и без тантры достаточно сексуально раскрепощенному. Что уж говорить про ретриты, медитации на различных божеств и пение мантр - данные техники выполняют свою задачу только в рамках определенных условий, и влияют только на тех людей, которые находятся под влиянием соответствующей идеологической модели.

Сегодня, когда волна восточной культуры все больше и больше оказывает влияние на европейское сознание: музыка, фильмы, психопрактики и религии востока дают возможность почувствовать мир шире, чем это было возможно всего 50 лет тому назад. Однако неискушенному практику, которому что буддийский ретрит, что шаманское камлание, что пение мантр - все едино и не понятно, и нет никакого дела до этих нюансов. Но нельзя просто копировать формы - у древних индусов не было такой медицины, какую имеем мы, не было такой психологической базы, не было и дифференциации религиозных и эзотерических психопрактик, а соответственно и понимания их направленностей. До сих пор индийские мастера, а за ними и многие европейцы, выполняют множество канонических действий просто потому, что так делали их отцы - без глубокого понимания предназначения техник, и механизмов их влияния на человека. В принципе, даже такой подход имеет некоторое значение в рамках современных мультикультурных тенденций, но использование техник, пусть даже 1000-летней давности, в современных культурных, климатических и географических условиях, без их пересмотра и критического анализа, сводит на нет всю возможную пользу от практики.

За последние сто лет современная наука сделала огромный шаг в понимании физиологии и психологии человека, и не учитывать это все равно, что оставаться в современном мире фанатиком, который считает, что детей приносит аист, Бог живет на облаке, или, что наступит день, когда все мертвые воскреснут в телах, которые давно истлели. Однако, там, где начинается религия, науке лучше стоять в стороне и не вмешиваться...

Те же, кого уже не устраивают простые ответы на сложные вопросы, начинают сомневаться и пересматривать старые истины - именно так 2500 лет назад в Индии были пересмотрены веды и родилось множество прогрессивных, на тот момент, философских течений; именно так в Европе пересмотр христианской доктрины привел к лютеранским реформам, что стало основой капиталистической этики; именно так в Китае появилось конфуцианство; именно так человечество, непрерывно пересматривая каноны и устои, неуклонно движется вперед, познавая себя, и ища ответ на тот самый вопрос; именно такой пересмотр необходим и современному человеку.

Современная йога – это, прежде всего, использование древних методов для решения современных задач, и в ней нет места дилетантству и бездумному копированию. Необходимо точно понимать, что и как человек делает, иметь представление о том, к каким целям он идет и каких результатов хочет достичь. Именно такого системного подхода, как правило, и не хватает практикующим йогу сегодня.

Изменился мир, изменились люди, цели и задачи - современный человек хочет гармонично общаться с другими людьми, иметь любимую работу, друзей, не болеть, ощущать наполненность и осмысленность своего существования. Практически во всех конституциях развитых стран высшими идеалами признаются природные права человека, а значит и йога, как прикладная система психофизических упражнений, должна претерпеть соответствующие изменения и быть направлена на достижение значимых, в рамках уже современной культуры, состояний. Она должна оставаться инструментом для достижения внутренней целостности практикующего и позволять удовлетворять свои природные потребности, реализовывать свои истинные желания, при этом сохраняя социальную и общекультурную адаптивность.

5 комментариев:

  1. Да, действительно, осознанность и осмысленность в практиках очень важны. Без малейших навыков культуры мышления просто невозможно продвинуться дальше в своих духовных исканиях. Наше сознание постоянно программируется фильмами, музыкой,культурой, другими системами и мы следуем стереотипным шаблонам, заложенным в них, не поддавая критическому анализу все, что воспринимает наш ум. Вот бы его натренировать как "собаку", которую не можно ничем усыпиь.. Она всегда настраже..Всегда бдит.. Ничего мимо не пропустит..

    ОтветитьУдалить
  2. Борис, спасибо! Вас интересно читать.
    Очень интересно узнать Ваше мнение вот по какому вопросу: Вы пишете про трансформацию основных религий. Мне кажется, что эти изменения вызваны общим развитием человечества: подобно тому, как ребенок получает после рождения грудное молоко, а с возрастом все более сложную пищу. Религиозные институты не успевали за растущим запросом населения (особенно в странах с активно развивающейся буржуазией) и в итоге вынуждены были существенно ослаблять "ошейник", что бы не потерять паству. Отчасти этим можно объяснить восточную ортодоксальность (и православие в т.ч.), сохраняющуюся до сих пор.
    Если иметь ввиду, что религия всегда крайне востребована, как инструмент манипулирования массами (на уровне сознания, т.е. для "власти" очень ресурсосберегающе), то в связи с этим возникает вопрос: не является ли йога (которая активно развивается на западе последние 100 лет) той базой для альтернативной новой "религии", которая будет служить новым целям для нового растущего сознания общества?
    Ведь культура невмешательства, пути самопознания и саморазвития должна очень утраивать "правителей". Огромный интеллектуальный потенциал думающих людей направляется внутрь себя, вместо того, что бы активно участвовать в организации пространства во вне (в т.ч. политического и экономического устройства). Не расчищаем ли мы таким образом дорогу материальным прагматикам, которые, простите за образность, будут красть наши яйца, пока мы спим на жердочках? :)
    Заранее спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Осознанность не подразумевает изъятие себя из социальной жизни))) напротив, чем развитее человек тем сфера его интересов все более расскрывается на общечеловеческие процессы. Сначала человек учится решать свои личные проблемы, затем проблемы ближнего окружения, а затем созревает к открытию на большой мир))))) является ли йога религие? Думаю, что нет, хотя орелигиознить можно что угодно, почитайте замечательную книгу А.Г.Сафронова "религиозные психопрактики в. Истории культуры..." И мою статью о традиционализме в йоге. Там есть некоторые ответы.

      Удалить
    2. Спасибо! Уже читаю и то и другое :)

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить