Поиск оптимальных правил поведения между людьми, а также
единых принципов лежащих в их основе, занимал мыслителей с давних времен.
Каждый философ, хоть немного сформировавший свои представления о бытии, так или
иначе, приходил к вопросу о ценностях и, проистекающих из них, этических
нормах.
Однако так было не всегда. В древних культурах вопрос об
этике не стоял, т.к. мифология давала обилие материала для подражания, а также
задавала общий контекст жизни. Но философия и наука смогли заложить основы
культуры мышления и, по крайней мере, начать расшатывать привычные
метафизические устои. Именно c появлением монотеистических религий и выделением
философии в самостоятельное направление начался переход человечества к более
сложным формам мышления. Усложнялось мироописание, кристаллизовались новые
этические принципы, которые базировались уже не на мифологии, а на
идеологических основаниях.
Этот период в мировой культуре принято называть осевым
временем, т.к. практически в каждой отдельной культуре примерно в одно и то же
время, плюс минус 500 лет, произошли подобные изменения и сам переход стал
своеобразной вехой в истории человечества. Проявившись 2,5 тысячи лет назад,
наука и философия постепенно прорастали в сознание людей, закладывая основы
новых духовных ориентиров.
Все новое в
человеческой культуре начиналось с идеи и проходило долгий путь от философов,
политиков и управленцев, писателей и других представителей искусств к обычным
людям.
Сейчас уже мало кого можно удивить многообразием
идеологических концепций. Ведущие страны мира и крупные компании, так или
иначе, используют идеологию как основу для своей политической и управленческой
деятельности. Идеология определяет все стороны жизни современного человека от
общественно-политического строя и экономического курса, до ценностей, способов
управления, образования и правил поведения между людьми.
Практически каждому вполне понятно, за что умер Иисус
Христос или герои Великой Французской Революции, почему нужно платить налоги.
Такие категории как: свобода, равенство,
мир во всем мире, права личности или же капитал, - прочно вошли в сознание
людей как необходимые ориентиры для жизни больших групп людей, как мерила норм
поведения. Например, в Капиталистической системе ценностей обладание капиталом,
личной свободой и собственностью, являлось нормальным и поощряемым. А вот в
Коммунистической – данные тяготения осуждаемы. Каждый из нас достаточно легко
сможет вспомнить массу примеров проявления, тех или иных, идеологических
воззрений в нашей повседневной жизни.
Усложнение представлений о мире происходило не линейно. И
на каждом этапе давало свои уникальные основания для изменения форм
общественно-политического строя. Пользуясь, распространенной марксистской классификацией
стадий общественной эволюции, можно сказать, что за несколько тысяч лет
человечество прошло огромный путь от
первобытно - общинного, рабовладельческого и феодального строя до неличностных
идеологических форм управления.
Достаточно вспомнить, что мифология древних религий давала основания для существования рабовладельческого и феодального строев,
а первобытно-общинный строй
базировался на шаманизме, первобытной
магии, культах царей вождей и более архаичных представлениях.
Конечно, и в современном мире, старые формы мироописания
вполне живы, например, феодализм
вполне может быть замечен как форма управления в небольших компаниях, где
специфика личностных качеств руководителя, стереотипы и эмоциональная
зависимость подчинённых являются основой корпоративной культуры. Проявления первобытной культуры, в ярко выраженном
виде, можно наблюдать в некоторых семьях, в молодежной, детской субкультуре,
где не эмоции, а поведение человека, его специфичные атрибуты, слова и
магический контекст, влияют на принятие решений. Например, ребенок в 4 года
очень осторожно относится к словам и кличкам, эмоционально отстаивая свою
выбранную роль, во что бы это ни стало. Он начинает сам подбирать правильные
слова, формируя контекст для родителей, подводя их к покупке чего-то важного
для него. Ребенок остро чувствует, что именно форма сказанных слов как-то повлияет на родителей. И таких примеров
в нашей жизни масса.
Общий принцип можно сформулировать следующим образом: чем менее образованы и развиты люди, тем
более они тяготеют к архаичным формам поведения, а значит и более простым
формам управления.
Возвращаясь к этапу появления идеологических форм,
необходимо заметить что, начавшийся несколько тысяч лет назад поиск единых
жизненных ориентиров, прошел длинный путь от неоформившихся идеологий до вполне
сформированных систем, таких как: капитализм, коммунизм и технократия. И этот
процесс еще не незакончен. Более того, в процессе «эксперимента» появляются
новые направления, такие как: «эко» или, как их модно называть, «зеленые».
Также множество странных «загадочных» для политической науки «миксов», типа
христианского или национального социализма.
Но общим в этом
многообразии является то, что каждая из систем, выдвигая свои идеи, вместе с
ними выдвигает и свои ценностные ориентиры, свои этические нормативы,
кардинально влияя на все сферы человеческого бытия.
Национальная идея, получившая широкое распространение
только в 19 веке в Европе, как традиционалистический проект, являлась
переходной идеологической моделью (вроде уже не феодализм, но и не идеология в
полном смысле этого слова). Но даже она до сих пор откликается в сердцах
некоторых людей, как что-то значимое и дающее систему координат, смыслы и
определяющее жизнь человека.
Интересным этапом идеологических поисков стала и вторая
мировая война. Жизнь человечества, ставшая под угрозу применения ядерного
вооружения, оказалась тем самым аргументом, который заставил ведущие страны
мира пересмотреть свои ценностные ориентиры и начать внедрение новых, объединяющих
всех, идеологических оснований.
Именно тогда, 60 лет назад, гуманизм стал основой Нового
Мира. Появление ООН и подписание декларации о правах человека юридически
закрепила его как ведущий идеологический тренд большинства стран мира.
Новые ориентиры дают
новые смыслы и ценности, а также свой уникальный дискурс. Все больше можно
встретить людей, интересующихся психологией, говорящих о своем призвании,
искренности, желаниях и счастье. Категория «работа» переходит в разряд любимого
дела, а непрерывная медитация на поиск своих истинных желаний становится уделом
не только эзотериков.
Благодаря распространению психологических знаний, гуманизм
получил дорогу в жизнь, пройдя долгий путь от Аристотеля до мыслителей 20 века,
таких как: Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, Виктор Франкл и другие. Однако
понадобятся еще многие годы для широкого распространения гуманистической этики,
прежде чем человечество двинется далее, по своему уникальному пути познания
себя.
© БОРИС ПАХОЛЬ - 2014
Очень круто построено последнее предложение. Сногсшибательная реклама гуманистической этики.
ОтветитьУдалить