Управление персоналом: технократия или гуманизм (заметка)
Большая часть психологических методов используемых в
бизнес управлении, начиная от внедрения корпоративной культуры,
построения HR бренда и заканчивая тренингами и беседами о личностном
росте с подчиненным, нацелены прежде всего на активизацию
продуктивности персонала. Сколько бы руководство не пыталось убедить персонал,
что прежде всего заботится о людях, думает оно прежде всего о
прибыли.
Своеобразный обман или манипуляция.
Идея манипуляции, как действенного метода проистекает
из заблуждения, что мир - рационален, и можно придумать такие правила и
условия, в которых человек точно, как машина, будет выполнять требуемое.
Конечно, с появлением научной психологии ситуация
изменилась, выяснились скрытые факторы, влияющие на мотивацию и поведение
человека. Однако, в ответ на новые обстоятельства, возникло целое направление «управление персоналом», однако методы остались теже, рациональными методами
обуздать "человеческий фактор" и привести его в соответствие с целями
компании.
К разочарованию многих, человек живуч, и хоть инструментов
влияния с каждым годом становится все больше и больше, но проблема остается.
Видимо, нужно менять изначальный способ видения мира.
Последнее время все большее распространение получает
Гуманистический взгляд на управление людьми, в рамках которого на первый план
выходит личность со всем ее многообразием внутреннего мира, ее потребностями,
желаниями и индивидуальным путем самораскрытия своего творческого потенциала.
Более подробно с этой концепцией можно ознакомиться в книге "Мотивация и
личность" Абрахама Маслоу, пирамиду потребностей которого, извлеченную из
этой книги и адаптированную под Технократический взгляд, знает каждый
маркетолог.
В рамках этого подхода становится очевидным,
что профессионал, хорошо работает только потому, что ему нравится
его деятельность. Что никакими «пряниками» человека не заставишь качественно и с желанием
делать то, чего он по - настоящему не хочет.
Да и с каждым годом растет уровень психологической
образованности людей. Простые методы "выкупаются на раз" и перестают
действовать. И в этом смысле должны быть пересмотрены и методы
управления.
Что проще: «городить» сложную корпоративную культуру, с системой ежегодных
аттестаций, едиными правилами карьерного или должностного роста, сложной
системой компенсаций и поощрений или же - точно понять, какие условия нужны для
хорошего специалиста, что бы он мог творить, и дать ему их? Ведь
иногда достаточно просто спросить человека и услышать ответ.
Тогда руководитель компании может искренне сказать:
"да, я хочу прибыль", "мне нравится ее получать", а вам я
даю то, что нравится вам), и что самое интересное, практически все сотрудники
будут только "ЗА".
©Борис Пахоль –
2015 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий