воскресенье, 4 октября 2015 г.

Управление персоналом: технократия или гуманизм


Управление персоналом: технократия или гуманизм (заметка)

Большая часть психологических методов используемых в бизнес управлении, начиная от внедрения корпоративной культуры, построения HR бренда и заканчивая тренингами и беседами о личностном росте с подчиненным,  нацелены прежде всего на активизацию продуктивности персонала. Сколько бы руководство не пыталось убедить персонал, что прежде всего заботится о людях, думает оно прежде всего о прибыли. 

Своеобразный обман или манипуляция.

Идея манипуляции, как действенного метода проистекает из заблуждения, что мир - рационален, и можно придумать такие правила и условия, в которых человек точно, как машина, будет выполнять требуемое. 

Конечно, с появлением научной психологии ситуация изменилась, выяснились скрытые факторы, влияющие на мотивацию и поведение человека. Однако, в ответ на новые обстоятельства, возникло целое направление «управление персоналом», однако методы остались теже, рациональными методами обуздать "человеческий фактор" и привести его в соответствие с целями компании.

К разочарованию многих, человек живуч, и хоть инструментов влияния с каждым годом становится все больше и больше, но проблема остается.

Видимо, нужно менять изначальный способ видения мира.

Последнее время все большее распространение получает Гуманистический взгляд на управление людьми, в рамках которого на первый план выходит личность со всем ее многообразием внутреннего мира, ее потребностями, желаниями и индивидуальным путем самораскрытия своего творческого потенциала. Более подробно с этой концепцией можно ознакомиться в книге "Мотивация и личность" Абрахама Маслоу, пирамиду потребностей которого, извлеченную из этой книги и адаптированную под Технократический взгляд, знает каждый маркетолог.

В рамках этого подхода становится очевидным, что профессионал, хорошо работает только потому, что ему нравится его деятельность. Что никакими «пряниками» человека не заставишь качественно и с желанием  делать то, чего он по - настоящему не хочет. 

Да и с каждым годом растет уровень психологической образованности людей. Простые методы "выкупаются на раз" и перестают действовать. И в этом смысле должны быть пересмотрены и методы управления. 

Что проще: «городить» сложную корпоративную культуру, с системой ежегодных аттестаций, едиными правилами карьерного или должностного роста, сложной системой компенсаций и поощрений или же - точно понять, какие условия нужны для хорошего специалиста, что бы он мог творить, и дать ему их? Ведь иногда  достаточно просто спросить человека и услышать ответ.

Тогда руководитель компании может искренне сказать: "да, я хочу прибыль", "мне нравится ее получать", а вам я даю то, что нравится вам), и что самое интересное, практически все сотрудники будут только "ЗА".

©Борис Пахоль – 2015 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий