пятница, 26 февраля 2016 г.

Борис Пахоль | «Моя специальность – моя гармония».


Заметка по мотивам выступления в ЭКСПОЦЕНТРЕ на ІІ-ой Международной профессиональной специализованой выставке: ЗНО-2016. Образование в Украине и за рубежом»

«Моя специальность – моя гармония».


Сегодня выступал перед молодыми людьми 11-15 лет. Они собрались на социальный проект, посвященный профессиональной ориентации «Моя специальность – моя гармония». Тема моего выступления была достаточно сложной: как выбрать профессию?
И сложность с одной стороны заключается в том, что выбор всегда зависит от идеологических воззрений человека. И в этом смысле я был не исключение, так как опираюсь на гуманизм, где критерием выбора является специфическое психологическое ощущение «правильности», внутренней согласованности, гармоничности «чтобы никогда не пожалеть о своем выборе». А с другой – существующая в нашем обществе проблема социального инфантилизма. Большинство биологически взрослых людей не могут ответить на вопрос «чего они на самом деле хотят?» и делают свой выбор под воздействием общественного мнения, рекламы, родительских ожиданий.
Такой выбор в большинстве случаев ошибочен, так как не приносит глубокого удовлетворения собой, своей жизнью, а кажущаяся социальная успешность, в случае выбора социально востребованных профессий, компенсируется высокой утомляемостью, раздражением, апатией, депрессией или же серьезными заболеваниями. В любом случае организм будет сопротивляться не правильному выбору, точнее тому выбору, который был сделан без согласования с ним.
Однако с ребятами мы быстро выяснили, что категория «работа» в социуме наполнена негативными коннотациями из-за влияния христианства, где работа должна быть тяжёлой, большинство ребят не хотели «работать», а вот заниматься «любимым делом» хотели практически все.
По определению одной из участниц лет 13-ти, любимое дело отличается от работы тем, что в процессе ты получаешь удовольствие, мальчик лет 10-ти, дополнил, что в идеале любимое дело и работа должны совпадать. В общем на этом мы и сошлись.))
Возник серьезный следующий вопрос, как же понять что именно тебе нравится?
Понятное дело, для подростков тема важная и сложная, так как они многое пробуют и их на самом деле многое интересует. Однако, ребята легко смогли определить сферы деятельности, которые их мало интересовали, а также уловили направления, на которые они увлеченно тратят значимую часть своего свободного времени. Банальная пирамида А.Маслоу нам помогла и в этот раз. Довольные мы двинулись далее…
На этом этапе возникло сразу два вопроса:
-                   что делать, если дело, которое мне нравится не приносит дохода или социально не востребовано?
-                   Что делать, если родители против того, чем я занимаюсь и навязывают свое видение моего социального развития?
Отвечая на первый вопрос, мы определились с тем, что занимаясь любимым делом человек рано или поздно станет в нем хорошим мастером, и предложив свои услуги на рынке труда будет не сложно стать и профессионалом, т.е. начать получать за свою работу деньги. Пускай даже если профессиональная деятельность будет побочным эффектом любимого дела)
Но вопрос про родителей оказался несколько более сложным.
Поэтому мы решили выделить некоторые фундаментальные ошибки в общении с родителями с тем, чтобы не допуская их выровнять или вообще снять эмоциональное напряжение при общении с ними, а также иметь возможность делать свой личный выбор.
В конечном итоге мы условились на том, что изначально родитель желает ребенку добра, конечно же по своему виденью этого «добра»)). Исходя из этой аксиомы было принято применить известную четырех-ходовку по выходу из любой манипуляции, связанной с навязыванием своих убеждений:
-                   не критиковать, не перебивать и не вступать в дискуссию с родителем;
-                   уважительно и внимательно выслушать, с уточнением неясных моментов;
-                   сообщить родителю, что услышал его мнение (тут важно чтобы родитель почувствовал, что он действительно, а не формально был услышан ребенком);
-                   сообщить родителю, что подумаешь над его словами и примешь решение как поступать
Ключевым моментом для ребят стала идея о взятии личной ответственности за свой выбор. Ведь принятое ими решение могло привести к различным, в том числе и негативным последствиям. Однако винить будет уже некого.
На этой торжественной ноте мы и завершили.

Как уже в последствии мне сообщили организаторы, моя лекция затронула не только детей, с большим интересом они сами ее слушали и открыли для себя много нового.
Век живи, век учись, как говорили древние мастера…

Мы, конечно же, не затронули еще несколько фундаментальных тем профессиональной ориентации. Структуру профессиональных пространств и методы использования их для саморазвития, не упомянули о важности точного определения собственной мотивационной направленности (экстраверсии и интроверсии), а также мотивационной выстройки при выборе профессии. Этого в 12 лет пока не нужно. Однако, мы посеяли главное – идею свободы личного выбора и ответственности.

Хорошей всем практики)))

© Борис Пахоль – 2016 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий